Доброго времени суток! Рад приветствовать Вас на своем сайте! Если Вы найдете здесь для себя что-то полезное, значит моя работа не напрасна! Давайте изучать столярное дело вместе!

 Уважаемые коллеги! Эта страница адресована Вам - учителям, обучающих детей с ОВЗ. Здесь Вы можете найти необходимую информацию (теоретическую и практическую) для работы.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания,специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,специальных ТСО коллективного и индивидуального пользования,предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций. И другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.

Целью коррекционно-воспитательной работы с детьми с легкой степенью умственной отсталости является обучение их доступным знаниям и социальное адаптирование к самостоятельной жизни.

Планируя учительный процесс, учитель во главу угла ставит, как правило систему знаний, которую ученики должны отработать, а не личность, которую надо корригировать, используя для этого содержание образования. В ниже приведенной авторской методики коррекционного обучения (Е.Д. Худенко) акцент сделан несколько на иные аспекты учебного процесса, а именно на следующие моменты:

- развитие механизма компенсации ученика с ОВЗ через учебный процесс, который строится особым способом;

- формирование системы знаний, умений и навыков, определенных Программой, в контексте развития активной жизненной позиции у ученика, до профессиональной профориентировки, развития перспективы будущего;

- освоение учеником набором моделей учебного/внеучебного поведения, обеспечивающих ему успешную социализацию, соответствующую определенной возрастной категории.

Предлагая такой подход к обучению, мы на первый план выдвигаем положительные аспекты личности ученика коррекционной школы, т.к. мы хотим развить его возможности слышать, видеть, думать и т.д. Для того, чтобы это происходило необходима система коррекционных упражнений, направленная на мобилизацию потенциальных ресурсов личности ребенка.

Именно об этом и пойдет речь в данной Программе: как учить корригируя и развивая. Рассматривая коррекцию как процесс исправления каких-либо недостатков личности ребёнка. Мы предлагаем учителю освоить технологию разработки специальных коррекционных упражнений стабильно включаемых в урок, будет способствовать возникновению нового пункта развития на обходимом пути, что обеспечит ученику активизацию его личностных ресурсов, на базе которых и будет формироваться механизм компенсации.

Рассмотрим основные принципы, учет которых в планировании уроков обеспечит эффективное решение различного рода задач, продиктованных учебным процессом.

Компенсация  это развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других. Компенсация - это результат серьезнейшей и, как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.

Следствием компенсации будет социальная реабилитация и адаптация ребёнка к жизни в обществе. Таким образом мы видим, что система коррекционных приемов, их включения в урок позволяет отработать алгоритм дидактических требований к использованию того или иного метода обучения в условиях коррекционной школы.

Принципы коррекционно-развивающего обучения

 Принципы  Методы реализации в уроке
1 Динамичность восприятия 

- задания по степени нарастающей трудности;

- включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор;

- разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.

2 Продуктивной обработки информации

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

- дозированная поэтапная помощь педагога;

- перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

3 Развития и коррекции высших психических функций

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

- задания с опорой на несколько анализаторов.

4 Мотивации к учению

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

- включение в урок материалов сегодняшней жизни;

- создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

- проблемные задания, познавательные вопросы;

- призы, поощрения, развёрнутая словесная оценка.

В специальной школе для детей с ОВЗ все учебные предметы группируются в два блока – образовательный и коррекционно-развивающий.  

Базисный учебный план включает общеобразовательные предметы: русский язык, чтение, математика, природоведение, биология, география, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка и пение, физкультура, трудовое обучение,профессионально - трудовое обучение.

Школа, где обучаются умственно отсталые дети, не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учетом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания, изучаемого учащимися массовых школ.

Для реализации учебного плана учителями используются государственные программы для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида:

  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: подготовительный, 1-4 классы/под ред. В.В.Воронковой. 3-е издание, исправленное. –М., «Просвещение», 2010г.

  2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений  VIII вида под редакцией В.В. Воронковой - 2 сборник, 2010г.

Рекомендации по обучению детей с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы

Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 480 с.

Методические рекомендации для учителя специальной (коррекционной) школы VIII вида

Методические рекомендации к организации современного урока

Методические рекомендации к организации урока с детьми с ОВЗ

Методические рекомендации для учителей начальных классов школ VIII вида

Формирование знаний и умений у учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида. Методическое пособие.

Обучение грамоте. А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова

Основы олигофренопедагогики.

Особенности интеграции детей с тяжелыми нарушениями развития. Методическое пособие.

Классификация методов коррекции (по материалам Центра "Развитие и коррекция")

Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе Методические материалы. 

Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (подготовительный, I- Х классы)

Комплект примерных рабочих программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по СФГОС.

Содержание уроков трудового обучения в коррекционной школе VIII вида

Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами

Требования к уроку трудового обучения