Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроках столярного дела через применение технологии разноуровневого обучения
«Искусство учителя заключается в том, что бы вооружая знаниями учащихся, последовательно подводить их к более усложняющимся задачам, решение которых требовало бы столько самостоятельного труда и напряжения мысли, сколько могут они проявлять с учетом их индивидуальных особенностей».
М.А. Данилов
Применение технологии разноуровневого обучения на уроках трудового обучения в школе 8 вида
Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении умственно отсталого школьника
Организации профессионально-трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Трудовое обучение учащихся с интеллектуальными проблемами
Технология разноуровневого обучения на уроках трудового обучения в специальной коррекционной школе VIII вида предполагает учёт индивидуальных особенностей учеников. Это соответствует современным изменениям парадигмы образования, единой концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ. Способствует коррекции недостатков высших психических функций и развитию личности ученика с особыми образовательными потребностями. Направлена на достижение основных целей коррекционного образования:
- для продвижения детей с ОВЗ в общем развитии;
- для коррекции и сглаживания недостатков познавательной сферы;
- для усвоения знаний и формирования умений и навыков;
- для процессов успешной социализации и последующей интеграции.
Для достижения этих целей существенно важным является специально организованное обучение и воспитание. Оно предполагает дифференциацию учащихся с учётом их особенностей и возможностей овладения учебным материалом. По степени выраженности нарушения развития выделяются:
* умственно отсталые дети с лёгкой степенью умственной отсталости
* с тяжёлой степенью умственной отсталости, которые могут обучаться в специальных учреждениях
*с глубокой степенью умственной отсталости, которые могут находиться только в учреждениях социальной защиты.
Дети с лёгкой и средней степенью умственной отсталости получают доступные им общеобразовательные и трудовые знания, умения и навыки. Под влиянием специального коррекционного обучения и воспитания они значительно продвигаются в общем развитии, у них формируются навыки учебной и трудовой деятельности. Однако это развитие идёт неравномерно и зависит от индивидуальных особенностей каждого ученика. Всё это обуславливает необходимость дифференцированного подхода в учебном процессе.
Целевые ориентации:
- Коррекция и развитие психических процессов, базовых способностей всех компонентов продуктивного интеллекта и их включение в учебный процесс.
- Снятие психоэмоционального напряжения ребёнка, предупреждение тревожности и агрессивности с помощью системы методов коррекции, развития, компенсирования недостатков, заложенных в содержании учебно-воспитательного процесса.
- Динамическое преодоление учебной пассивности ребёнка.
- Формирование положительной мотивации учебной деятельности.
- Перенос акцента с коллектива учащихся на личность.
Основные положения, требующие учёта в процессе использования технологии разноуровневого обучения школьников с ОВЗ.
◄ Дети рождаются с разными возможностями. У каждого ребёнка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотивации. Эти особенности развиваются, изменяются, поддаются коррекции.
◄ Дети являются не только объектом педагогического воздействия, сколько субъектом собственной деятельности. Поэтому, говоря о развитии ребёнка посредством учебной деятельности, прежде всего, имеется в виду его саморазвитие.
◄ Обучаемость детей с недостатками интеллектуального развития напрямую зависит от уровня учебно-познавательных возможностей. Обучаемость определяется и уровнем интереса к предмету, объёмом усвоенных знаний, уровнем развития общеучебных навыков, психофизиологическими особенностями личности. Этот параметр является интегральной характеристикой зоны ближайшего развития ученика.
Если развивается и растёт любой из параметров индивидуального стиля учебной деятельности ученика, то увеличивается общий уровень его познавательных возможностей – его обучаемость.
Основные подходы при реализации технологии.
Главные ориентиры - интересы ребёнка создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения. помощь психологов, дефектологов, медиков. ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Выступление на МО учителей: Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода на уроках столярного дела через применение технологии разноуровневого обучения