ТЕХНОЛОГИИ: КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Сегодняшняя ситуация в области специального образования связана с рядом проблем, одной из которых является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии. Планируя учительный процесс, учитель во главу угла ставит, как правило систему знаний, которую ученики должны отработать, а не личность, которую надо корригировать, используя для этого содержание образования. Акцент должен быть сделан несколько на иные аспекты учебного процесса, а именно на следующие моменты:
- развитие механизма компенсации ученика с ОВЗ через учебный процесс, который строится особым способом;
- формирование системы знаний, умений и навыков, определенных Программой, в контексте развития активной жизненной позиции у ученика, до профессиональной профориентировки, развития перспективы будущего;
- освоение учеником набором моделей учебного/внеучебного поведения, обеспечивающих ему успешную социализацию, соответствующую определенной возрастной категории.
Предлагая такой подход к обучению, мы на первый план выдвигаем положительные аспекты личности ученика коррекционной школы, т.к. мы хотим развить его возможности слышать, видеть, думать и т.. Для того, чтобы это происходило необходима система коррекционных упражнений, направленная на мобилизацию потенциальных ресурсов личности ребенка.
Коррекционная направленность урока реализуется через:
· систему методов и приемов обучения;
· варианты их комбинирования;
· точность формулировок заданий и упражнений, побуждающих учащихся выполнять учебные действия;
· продуманное использование наглядности на уроке.
Отбор методов и приемов обучения предполагает профессиональное их использование учителем. Профессионализм заключается в точном знании методики использования того или иного приема, о чем мы только что говорили выше. Методы, включенные в урок, будут выполнять не только учебную, но и развивающую функцию. Для этого необходимо продумывать задания с опорой на несколько анализаторов, то есть, чтобы ученики не просто считали, писали» отвечали, но и делали это с включением в активную работу психологических функций.
Содержание уроков трудового обучения
ТИПЫ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ в коррекционной школе VIII вида (по Мирскому С.Л.)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ - это тип занятия, основная цель которого направлена на формирование профессиональных знаний (технических, технологических, по материаловедению или машиноведению).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – этот тип занятия специфический для коррекционной школы данного вида, так как непосредственно направлен на решение задач коррекции недостатков трудовой деятельности: повышение степени самостоятельности при выполнении трудовых заданий, которая зависит от умения ориентироваться в новых трудовых заданиях и планировать предстоящую работу.
КОМПЛЕКСНАЯ ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА – это основной тип занятия, на котором решается комплекс задач: усвоение известных ранее технических и технологических знаний, знакомство, постановка и освоение нового трудового приёма, формируется комплекс умений.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОВТОРЕНИЕ - это практическое занятие, на котором осуществляется систематическое повторение освоенных ранее трудовых операций.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ (КОНТРОЛЬНАЯ) РАБОТА – контрольно-проверочное практическое занятие, на котором учащиеся самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Классификация методов коррекции
1. Методы общепедагогического влияния.
- коррекция активно-волевых дефектов (выработка мотивов наших действий);
- коррекция страхов (развитие самообладания);
- метод игнорирования;
- метод культуры здорового смеха;
- действия при сильном возбуждении ребенка;
- коррекция рассеянности (концентрационная гимнастика);
- коррекция застенчивости (тренировка в общении с людьми; упражнения в выполнении различных поручений);
- коррекция навязчивых мыслей и действий (отвлечение от мыслей, бережное и твердое отношение к ребенку; игры на свежем воздухе, спорт);
- коррекция бродяжничества (творческий труд, частые экскурсии, спортивные соревнования, организованный досуг);
- самокоррекция.
2. Специальные методы.
- коррекция тиков (специальная гимнастика);
- коррекция детской скороспелости;
- коррекция истерического характера (метод ошеломления, игнорирования).
3. Метод коррекции через труд (выработка систематичности и выдержки в работе; развитие общей работоспособности).
4. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива.
Данная классификация, как нам кажется, может ориентировать воспитателя в направлениях коррекционной работы и методах ее реализации. Формулируя коррекционную задачу, воспитатель должен исходить из того, какие аспекты познавательной деятельности (мышление, память, внимание) будут наиболее активно работать в процессе занятия, и какие черты личности (воля, работоспособность, целеустремленность, контактность...) необходимо задействовать.
Система коррекционно-развивающих упражнений на уроках трудового обучения (А.А.Канев)
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ
Принципы здоровьесберегающей педагогики
Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса