Социально-педагогическое проектирование. Виды и структура проектов.
-
Проектная деятельность – это деятельность по решению проблемы выдвинутой самими обучаемыми, результатом которой является какой-либо продукт и который заканчивается рефлексивным этапом.
-
Под социально-педагогическим проектированием понимается возможность преобразовывать социальные процессы, явления, условия с помощью педагогических средств.
Педагогический потенциал данного вида проектов направлен на социализацию его участников, их осознанную адаптацию к существующим условиям; на формирование умения продуктивно взаимодействовать с окружающим социальным пространством, улучшая его по мере своих сил и тем самым решая свои проблемы. По мере развития социально-педагогического проекта часто рождаются новые виды субъектов и инновационные формы социальной активности, что может служить показателем демократизации.
-
Структура проекта :
- Определение проблемы (проблематизация)
- Целеполагание;
- Выдвижение гипотезы;
- Планирование;
- Выполнение деятельности;
- Презентация;
- Рефлексия
Типовая технология решения социально-педагогической проблемы:
-
Определение социально-педагогической проблемы:
-
Содержание проблемы
-
Внешние признаки проблемы
-
Тип и уровень проблемы (воспитательная, коррекционная, индивидуальная и т.д.)
-
Характер проблемы (информационная, управленческая и т.д.)
-
Ситуационный анализ:
-
Общее описание социально-педагогической ситуации, истоки возникновения проблемы
-
Организация структуры, в раках которой возникает проблема
-
Типовые отношения, сложившиеся в образовательном учреждении и взаимодействие субъектов данной ситуации
-
Описание результатов работы (информация, концепция, план социально-педагогического анализа)
-
Профессиональное понимание социально-педагогической проблемы
-
Определение пределов проблемы для социального педагога и других специалистов, форм их взаимодействия.
-
Определение социально-педагогической стратегии.
Подготовка программ рабочего плана действий.
-
Определение объекта и предмета
-
Определение целей и задач
-
Определение содержания деятельности
-
Выработка показателей и критериев оценки
-
Разработка инструментария социально-педагогической деятельности
-
Описание и обоснование методик сбора первичной социально-педагогической информации
-
Разработка логической схемы анализа полученных данных, определение перспектив
-
Разработка рабочего плана
-
Разработка рекомендаций для реализации деятельности
-
Описание хода и результатов социально-педагогической деятельности
-
Основные выводы по задачам, характеризующие состояние социально-педагогической проблемы
-
Выводы о готовности социального педагога к решению проблемы (понимание значимости проблемы, необходимости ее решения, желание участвовать, уверенность в своих силах, понимание причин проблемной ситуации, оценка проблемы, опыт, предложения и прогнозы по ее решению)
-
Оценка реальности и значимости проблемы
-
Обоснование и планирование деятельности социального педагога по решению проблемы
-
Разработка социально-педагогической технологи:
-
Уточнение по итогам исследования социально-педагогического заказа
-
Детализация проблемы
-
Определение причин проблемной ситуации
-
Определение действующих и нейтральных факторов
-
Определение педагогического и социально-психологического фона деятельности
-
Разработка концептуальных основ разрешения проблемы
-
Разработка возможных путей разрешения проблемы
-
Обоснования выбора пути решения социально-педагогической проблемы
-
Реализация социально-педагогического проекта
Виды проектов (Е.С. Полат): ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
Методология и методика социально-педагогического проектирования в нашей стране и за рубежом
Социально-педагогическое проектирование. Виды и требования к проектам.
Технология разработки социально- педагогического проекта