ПРОФОРИЕНТАЦИЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ЗАКОН И ПРАВО
Выдержки из Трудового кодекса РФ
Закон РФ "О занятости населения в РФ"
Выдержки из Конвенции о правах ребенка
КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ
Один из вариантов классификации профессий
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Высказывания о смысле жизни и профессиях
Старые и новые профессии в современном мире
Ведущие профессиональные типы личности
Личный профессиональный план обучающегося
Список документов для поступления в ПУ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ САМОДИАГНОСТИКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Какой тип профессий ты предпочитаешь?
Опросник профессиональных предпочтений
Опросник для выявления готовности к выбору профессии
Профориентационная анкета для обучающихся 8-9 классов
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
КОЛЛЕГАМ
Проблема интеграции инвалидов с умственной отсталостью для России является достаточно новой. Веками лица с умственной отсталостью и другой психической патологией считались людьми «второго сорта». Они были отделены от общества, по окончании вспомогательных школ переводились в психоневрологические интернаты, в которых не были предусмотрены реабилитационные мероприятия. В результате закреплялись ограничения социальной адаптации, что затрудняло возможность формирования стойких трудовых навыков. В настоящий момент в России ежегодно лишь 15-20 % из числа подростков 16-17 лет, окончивших коррекционные школы, по своим возможностям могут повысить профессиональную подготовку в системе профессиональных училищ. Остальные, как правило, включаются в трудовые коллективы, пополняют ряды безработных и начинают самостоятельную жизнь, зачастую не будучи к ней готовыми, и вследствие этого тяжело адаптируются в окружающей среде и в быту.
Профориентация детей с нарушениями интеллекта в условиях специализированных школ должна быть организована с учетом следующих позиций. Во-первых, профориентация - достаточно длительный процесс,
в ходе которого решаются проблемы адекватного профессионального самоопределения, профвыбора.
Во-вторых, необходимая системность, комплексность процесса профориентации в значительной степени обеспечивается включением средств медицинского, психофизиологического, психологического, педагогического, социального характера.
В-третьих, продолжительность процесса профориентации, его содержательная разноплановость предполагают различные этапы, направления, которые связаны со спецификой актуальных профориентационных задач и используемых для их решения средств.
В-четвертых, своеобразие профориентации определяется спецификой контингента профориентируемых и конкретных условий ее реализации (в данном случае речь идет о детях с нарушениями интеллекта, обучающихся в школах 8-го вида).
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ И
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ
Этапы трудового обучения учащихся:
1-3 классы – ручной труд
4-9 классы – профессионально-трудовое обучение.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ВЕДЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ПРОФИЛЯМ:
-цветоводство и декоративное садоводство;
- слесарное дело;
- столярное дело;
- штукатурно-малярное дело;
- швейное дело;
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 4-9 КЛАССАХ
При обучении труду класс делится на две подгруппы с учетом количества воспитанников в классе, профиля трудового обучения для девочек и мальчиков. Подгруппы могут формироваться из воспитанников одного или параллельных классов. При комплектовании подгрупп и подборе профиля трудового обучения учитываются интересы воспитанников, состояние их здоровья, психофизические особенности и возможности воспитанников, пожелания родителей (законных представителей) и рекомендации школьного психолого-медико-педагогического консилиума.
В специальной коррекционной школе подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду является важнейшей задачей, решение которой обеспечивается всей системой учебно-воспитательной и коррекционной работы педагогического коллектива. Наряду с трудовой подготовкой школе ведется работа по профориентации, то есть осуществляется система психолого-педагогических мероприятий, помогающих каждому подростку выбрать себе специальность с учетом потребности общества и своих способностей. Профориентационная работа в коррекционной школе главным образом нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся посредством активизации специально организованной деятельности по получению информации о мире профессий и расширению границ самопознания и включает в себя:
-
Урочная система профориентации;
-
Внеклассные занятия по профориентации;
-
Профессиональное просвещение учащихся специальной коррекционной школы интерната (через расширение общего кругозора школьника, знакомство с конкретными специальностями);
-
Пропаганда профессий, которые доступны для выпускников коррекционной школы;
-
Диагностика индивидуально-психологических особенностей и возможностей учащихся (через использование различных психодиагностических методик);
-
Консультирование по профессиональному самоопределению;
-
Практическая деятельность, работа в трудовых бригадах;
-
Экскурсии на предприятия города, службу занятости;
-
Работа с родителями по профессиональному самоопределению подростков.
СИСТЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Организация профориентационной работы в образовательной организации (презентация)
С.К. Овсянникова "Организация профориентационной работы в школе (методический сборник)"
ЭКСКУРСИЯ В МУЗЕЙ г. Кулебаки